четверг, 4 октября 2012 г.

О фрилансерах: распространенные заблуждения, и памятка фрилансера.

(Отличная статья, согласен с автором полностью, а до некоторых вещей уже додумался и сам, хотя не имею такого большого опыта во фрилансе, как автор)

http://www.gamedev.ru/industry/articles/freelancer
Автор: Andrey Lyapichev

Речь в статье пойдет большей частью о психологических аспектах моей деятельности, а не об использовании конкретных навыков. То есть я рассматриваю в данный момент не профессиональные навыки фрилансера, и не методики его работы, а проблемы, с которыми фрилансер сталкивается ежедневно. Рассматриваю как рядовой фрилансер проработавший на нивах фриланса более пяти лет.

Вместо предисловия

Это исключительно мое мнение и оно не претендует на звание истины последней инстанции. У других ситуация могла сложиться лучше моей, но это не отменяет некоторых положений описанных мной.

Если кому-то эта статейка поможет — буду рад, если кому-то не поможет — есть другие статьи которые пишут другие фрилансеры, если кого-то раздражает это статья — право ваше, ее можно не читать… если прочли — можно забыть. Спорить и сопровождать весь тот флуд который обычно начинается в комментах — я не буду. Я лишь излагаю свой взгляд на ситуацию с которой я достаточно часто сталкивался в недалеком прошлом, и ситуацию, с которой знаком не по наслышке. Сейчас для меня ситуация несколько изменилась. Меня редко беспокоят те, кто хотят легко срубить денег, или «прокатиться на дурачке». Но так было не всегда.

Заблуждения заказчиков
Заблуждение первое и самое главное.

По мнению заказчика, и я буквально слышал несколько дней назад что-то подобное, фрилансер — это дешевая рабочая сила, трудовая лошадка… иными словами трудолюбивая скотина. Брось ей немного мелочи и она твоя. Вытирай о нее ноги, и она ничего не скажет, потому что фрилансер это бедняга-неудачник, который либо ушел с работы из-за мерзкого характера, или студент которого никуда не берут… определения могут разниться с сохранением примерно одно и того же типажа. Исключительно, чертовски неудачливого парня.

Давайте рассеем это мнение. Разумеется между собой, потому как заказчик (как его не убеждай в обратном) так и останется с этой мыслью до конца дней своих. Итак…

Фрилансер — это, прежде всего, свободный человек. Вопреки сложившемуся и уже указанному выше мнению, если фрилансер с хорошим опытом работы, то это не его выбирают из множества существующих. Это он выбирает. В своей практике я сталкивался и сталкиваюсь с тем фактом, что меня не устраивает цена, или не устраивает контент, который у меня хотят заказать. И это я, а не кто-то другой определяю его цену, определяю, буду я или нет работать над заказом, указываю сроки, и т.д. Потому, что… я свободен. По крайней мере, в своем выборе.


Когда я озвучиваю свой ценник в 75—80% случаев я слышу фразы «это безумие!», «это совершенно неприемлимо!», «мы не будем с вами работать, это какие-то космические и запредельные цены».


Это – «цена» свободы вашего выбора. Но будьте уверены оставшиеся 15—20% заказчиков не будут столь жадными, и ваш труд будет оценен по достоинству. Не работайте за копейки, уважайте себя и берегите самый ценный ресурс отведенный вам в жизни. Берегите свое время.

Если вы в самом начале вашей карьеры – то, да… придется и поджать себя, и поделать достаточно скучные заказы, и позаниматься разгрузкой вагонов компании Рутина. Но по мере приобретения опыта вы станете более привередливым, и перестанете жевать все что угодно.

Заблуждение второе

Фрилансер бездельник, который сидит дома и надеется сорвать хорошие деньги за ничего не деланье, поэтому ему подойдет любая цена (частный случай первого заблуждения). Этот (указующий перст обращается на вас) будет работать исходя из расценок 5$ в час.

Работа фрилансера (мы исходим из предположения, что это толковый и трудолюбивый исполнитель) в отличие от офисного планктона не измеряется в часах. Не измеряется утренним и вечерним звонками. Он не сидит последний час на работе, с тоской поглядывая на часы, в ожидании, когда наконец-то закончиться рабочий день и можно будет пойти домой, либо идти пить пиво с такими же тоскливо поглядывающими на часы товарищами. Фрилансер, как правило, одиночка. Как правило, его день не заканчивается ни в семь часов вечера, ни в десять. Чаще всего его можно застать работающим, когда часы унеслись далеко за полночь. Его время – его хлеб. У него нет оклада. Оклад ему гарантируют только его покрытые трудовыми мозолями руки.

Именно поэтому за месяц фрилансер может получить два, или даже три так называемых оклада. Все зависит от его профессионализма. Когда фрилансер нежится на солнышке в Греции или на Кипре — его называют трутнем и бездельником. Отнюдь. Свой отдых он честно заработал, в то время как другие бесцельно прожигали свою жизнь, с тоской ожидая звонка возвещающего конец рабочего дня.

Есть еще один важный пункт. Работа фрилансера — вредная работа. Почему? Потому, что фрилансер сидит больше чем офисный работник. Иногда он, практически не вставая, сидит 12—16 часов. Сидит значит — не двигается. Это вредно, и, наверное, я не буду писать букет заболеваний, который сопутствует этому, еще более нездоровому образу жизни, чем мы привыкли вести обычно.

Заблуждение третье

Фрилансеров как грязи. Коли строптив этот – найдем другого. Качество от этого не ухудшится.

Тех, кто называет себя фрилансерами действительно как грязи, да простят мне это сравнение. Но действительно хороших спецов, тем более спецов мульти-функциональных (в простонародье — универсалов) значительно меньше. И не надо, пожалуйста, кивать мне в сторону Кореи, я говорю о людях обладающих собственным стилем, а не дешевыми копиями чужих.

Найти фрилансера, который вкладывает в свою работу душу – очень и очень непросто. Как правило, такой фрилансер после этого (если уж они нашли друг друга) «прикипает» к своему заказчику. Если вы один из них, и у вас есть два-три таких заказчика, вы лучше меня понимаете, что теперь вам нет нужды искать заказы или соглашаться на заведомо не выгодные для себя условия, потому что вас УЖЕ увидели, и УЖЕ оценили по достоинству.

Я имею в своем распоряжении только одного такого заказчика. И его вполне хватает на нормальную жизнь. Пусть пока он и один, но он надежен. Как швейцарские часы. Он уважает мой опыт в гейм-девелопменте, и не мешает там, где так любят мешать остальные. Он фактически сделал меня главным художником своего проекта, потому что увидел, сколько себя я вкладываю в каждую часть его проекта.

Таких не так уж мало. Главное их найти. В этом случае я говорю словами из Библии «просите и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам…», либо просто скупо бросаю фразу «Дорогу осилит идущий».

В любом случае тот, кто не трудится и пытается получить что-то на халяву с большой долей вероятности потерпит поражение. Если не сейчас – то в будущем, просто потому, что бесплатных пирожков не бывает.


Есть и другие заказчики, «менее надежные». Они также поддерживают меня на плаву, и в трудную минуту, когда мои собственные проекты требует денежных вливаний, либо просто хочется уехать куда-то на море и развеяться – они, всегда подкинут хорошую и достойно оплачиваемую работу.

Заблужденье четвертое

Фрилансера всегда можно надуть. Он сделает часть работы, потом мы наймем другого он ее докончит, если что дополирует третий.

Фрилансера действительно можно надуть. Мало того на первых парах это происходит достаточно регулярно. Из-за отсутствия опыта ведения переговоров и прощупывания «противника», к примеру. Но надувший фрилансера, во-первых, попадает в «черный список» этого фрилансера, во-вторых, если фрилансер активен и не робкого десятка – вполне может заиметь очень плохую репутацию, что для крупного работодателя как минимум неприятно. Отмываться долго приходится. Все время не обращать внимания на пятна, «которыми уделана одежда» редкое умение.

У меня есть множество примеров из собственной жизни, однако рассказывать их или называть какие-то конкретные имена я бы не стал. Истории могут быть похожими на некие истории прошлых времен. Могут возникнуть некрасивые аналогии и путаница.

Однако могу сказать вам, что в более чем в 80—90 процентах случаев я всегда получал оговоренную оплату. Если не мог взять деньгами, брал бартером. И что удивительно мне шли навстречу. Потому, что, прежде всего, нужно попытаться решить дело миром. Не нужно истерить, кричать и топать ногами. Просто подкатите к лагерю противника катапульту, станьте рядом с ней и улыбнитесь. В большинстве случаев ворота откроются сами.

Бывают и поражения. В этом случае, если вы видите, что денег не вернуть — продавайте контент другим заказчикам. Закон на вашей стороне, вы ничего не получили с этой работы, стало быть она не может быть объектом чужого авторского права, или частью соглашения о неразглашении. Перед тем как продавать неоплаченный контент, не забудьте приладить к нему третье ухо и изменить цветовые схемы.

Памятка фрилансера


Перед тем как закончить этот монолог, я хотел бы упомянуть о собственной памятке фрилансера. Она не всегда была такой, понимание некоторых вещей пришло с опытом. Если вы не будете совершать моих ошибок – я буду от этого только счастлив. Если эти правила покажутся вам спорными – ваше право. Если эти правила бесят вам или не нравятся вам – ваше право – напишите свои. Итак…

Есть несколько вещей, которые фрилансер должен уяснить себе достаточно хорошо, превратив это в свой перечень правил, в свои заповеди, если хотите.

1. Не бойтесь браться за два или три заказа одновременно. Всегда помните о том, что мир жесток и вас могут кинуть. Пролетите с одним заказом, останутся два других.

2. Не бойтесь торговаться. Вы продаете свое время, а оно дорогого стоит. Это ваш самый дорогой ресурс.

3. Не бойтесь отказываться от заказов. Если вас не устраивают условия – откажитесь. Этим вы никого не удивите, но сохраните при этом свои нервные клетки.

4. Не просите компенсировать вам ваше время, если вы завалили заказ. Помните – это вы в него вписались, а не кто-то вас вписал. Если сказал «А» — говори «Б». Отказавшись от денег, вы сохраните нечто большее, чем деньги. Вы сохраните свою репутацию.

5. Ежедневно и еженощно преумножайте свое портфолио, оно как факел в ночи. Чем ярче горит – тем дальше вы видите, и шанс, что увидят вас много больше, чем, если вы будете щелкать своей зажигалкой и орать.

6. Завязывайте знакомства, встречайтесь с людьми, беседуйте. Машите своим портфолио как павлин хвостом. Когда кто-то говорит про вас «а…знаю, толковый черт, делает хорошо, только много денег берет» — это лучшая награда вашему «хвосту». Это означает, что вы покончили с мелочевкой и занимаетесь хорошими и денежным заказам.

7. Вам знаком доктор Хаус и его коронное «все лгут»? Правда в том, что все действительно лгут. Учитесь чувствовать эту ложь, и всегда оставляйте себе пути для отступления. Всегда страхуйтесь всеми возможными способами. Заказчик в 40—50% процентах случаев (я преуменьшаю, чтобы вас не пугать) всегда попытается вас… простите, но я не могу найти иного слова, кроме как поиметь. Знаете почему? Потому, что вы фрилансер.

8. Никогда не пытайтесь кого-то обмануть. В случае если обман вскроется, пострадает ваша репутация. Наш мир тесен. Если вас узнают с нехорошей стороны – придется, как минимум менять имя. Да и вообще… разве вы не знаете, что быть плохим – плохо?!

9. Всегда четко оговаривайте условия любого заказа. Недобросовестный заказчик может отсеяться уже на этапе этих условий, не говоря уже о том, что четко оговоренные условия не дадут повесить на вас ту работу, которую вы не оговорили. Недавно мне сказали «тут есть мост, и на нем бы еще кран сделать, для него нужна отдельная текстура». Я расхохотался и сказал, а «Крайслер» до кучи не хотите на мост поставить с еще одной отдельной текстурой? Почему бы еще не поставить пяток людей, не положить десяток автоматов разных моделей. В общем, вы поняли… не давайте себя дурить.

10. Никогда не раскрывайте заказчику своей истинной скорости. В нашей стране ваша скорость это не ваше преимущество, и ее не оплатят вдое выше, как следовало бы… нет. В нашей стране заказчик увидев, что вы сработали за день, а не за три скажет – «ну… значит тебе это было не трудно, значит задача слишком легка… зачем я буду платить тебе большие деньги». Это относится и к офисному работодателю. Сколько я не работал (контор 8 прошел) нигде моя скорость в сочетании с качеством не была оценена по достоинству.

11. Всегда завышайте стоимость любого вашего заказа на 20—30%, не бойтесь блефа, не бойтесь торговаться так, как если бы вы оказались на восточном базаре. Будьте уверены заказчик сразу скинет эти 20—30% процентов, и вы останетесь с нужной вам суммой. В том случае, если вы назовете исходную сумму — завяжется тяжелый и кровопролитный бой, из которого начальная сумма выйдет крайне потрепанной. (Наглость уместна только в том случае, если вы уверены в себе, и если вам действительно есть что показать. Просто слова мало кого волнуют и мало на кого производят хорошее впечатление).

12. Не завышайте стоимость заказа неоправданно. Никто не любит платить неоправданных денег. Перед тем как выдать определенную сумму — сверьтесь с ценниками по индустрии, опросите знакомых фрилансеров, еще лучше, если вы будете иметь друзей среди крупных оутсоровых компаний. Заказы бывают разными. Щупайте людей, выясняйте что им надо. Не отказывайтесь от заказа, который имеет низкий ценник, в том случае если делают его хорошие люди. Делайте скидки хорошим людям. Они это запомнят и придут. К примеру, есть персонаж (хайполи, лоуполи, хай-рез текстура (или комплект), для FPS, цельнолитой и без сменных насадок). Ниже чем за 25к я за эту работу не возьмусь. В принципе. Обычно суммы находятся в районе 30—40к. Однако если я увижу толковых парней и толковый проект, с толковым руководителем – я пойду ему на встречу и сделаю ряд моделей по цене около 20к. Они будут ниже качеством, они будут сделаны быстрее (потому что всегда есть более выгодные заказы), но при этом мы разойдемся довольными собой. Будьте уверены, если в следующем проекте этого руководителя будут задействованы фрилансеры, то первый на очереди — вы.

13. Следите за своей репутацией, избегайте пятен на ней. Пусть репутация будет плохой у работодателя — ваша должна как можно дольше остаться чистой. Понятное дело, что без пятен на ней вы не проживете. 

1 комментарий:

  1. «Как бухгалтер, я много лет направлял клиентов к г-ну Бенджамину Ли с отличными результатами. Недавно у меня была возможность использовать его для выплаты жилищного кредита, и теперь я знаю, почему мои клиенты всегда были в восторге! Он внимательный, своевременный, представительный и, что самое главное, хорошо осведомлен. Я обязательно буду рекомендовать его в течение долгого времени, чтобы он пришел к любому, кто ищет ссуду, пожалуйста, свяжитесь с г-ном Бенджамином ли, г-н Бенджамин ли - кредитный специалист, работающий с уважаемыми инвесторами, которые готовы финансировать любой проект, если вы готовы вернуть деньги, как и было обещано. Вот контактная информация г-на Бенджамина Ли »247officedept@gmail.com WhatsApp + 1-989-394-3740.

    ОтветитьУдалить